Кабинет психолога (Макарова Галина Юрьевна, педагог-психолог)

Путешествие в страну эмоций

Макарова Галина Юрьевна,

 педагог – психолог МБДОУ «Детский сад № 9»

г. Вилючинск Камчатский край

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений со сверстниками и взрослыми. Опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, коими в дошкольном возрасте являются родители и воспитатели детского сада. И если воспитатели обладают специальными знаниями, работают в команде с узкими специалистами дошкольного учреждения, что позволяет нам говорить о том, что в стенах детского сада навыки межличностного общения у детей развиваются. И здесь не обойти вопроса о том, как эти навыки развиваются дома.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые, то есть родители. В семье ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как “можно” и как “нельзя” вести себя с окружающими. Этот процесс обучения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но чаще всего и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении со своим ребенком. Так же этот процесс является и взаимообогащающим: во время общения не только дети получают новые знания, но и взрослые учатся у своих детей. Возникает закономерный вопрос: «А всегда ли родители реализуют эту свою потребность в общении с ребенком? А есть ли у них вообще  потребность в таком общении?»

 Вопрос не праздный, так как для достижения наибольшего эффекта при научении или развитии любых процессов том числе и навыков межличностного общения важна тесная взаимосвязь семьи и детского сада. И если все эти "механизмы" отлажены и работают без сбоев, то результат не заставит себя долго ждать - это идеал, к которому нужно стремиться.

В наш "стремительный" век мы все чаще наблюдаем, что у взрослых очень мало остается времени на общение со своим ребенком. Это обусловлено многими фактами: большая загруженность на работе, огромное количество хлопот, связанных с появлением в семье новорожденного ребенка, и многое другое. Огромные нервные перегрузки, которым подвергаются взрослые и по этой причине вполне понятна фраза, ставшая уже расхожей: "Дайте хоть пять минут тишины!", но пятью минутами мы, к сожалению, не обходимся.

Некоторые родители искренне не понимают, почему это так важно научить ребенка общаться. Сейчас мамами и папами становятся те "бывшие" дети,  которые сами, что называется, выросли за компьютером. И теперь, усаживая своих чад  за эти самые компьютеры полагают, что это способствует развитию детей. И в чем – то они правы, но лишь отчасти.

Другая проблема - родители не знают, как общаться с ребенком. У них самих не плохо  развиты навыки межличностного общения и соответственно они не могут научить этому собственных детей.

Некоторые из родителей "грешат" тем, что, испытывая чувство вины перед ребенком, они пытаются заменить дефицит общения материальными благами: покупают много игрушек, разрешают без ограничения смотреть телепередачи и пользоваться компьютером. На смену живому, человеческому общению приходят суррогатные заменители. Дети меньше общаюся не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Вместе с тем, на смену бабушкам, которые готовы были все свое время посвящать любимым внукам, пришли работающие социально активные бабушки.

Многие дети, попавшие в такие условия, перестают испытывать потребность в общении в полном объеме. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожностиили, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребенок сосредоточен на своем “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем и нервно – психическим заболеваниям.

И вот тут самое важное, если мы, взрослые, не привлечем внимание детей к эмоциональному миру человека,  не будем развивать их эмоционально, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно понять и почувствовать и почувствовать, что испытывает другой человек.

Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать других, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является непременным условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Эти два взаимосвязанных навыка - умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, и др.), наилучшим образом формируется в процессе детского творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка.

Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психологического здоровья детей и поиск путей оказания помощи родителям и детям привели к разработке  ряда рекомендаций для родителей по развития навыков эффективного общения.

Для выполнения рекомендаций не потребуется много времени, некоторые упражнения можно выполнять по дороге в детский сад или на прогулке. Разыгрывая с ребенком всевозможные этюды, вы научите ребенка  распознавать некоторых базовые эмоции, выражать свои чувства и понимать чувства других, что играет видную роль в человеческом общении.

Упражнение 1

Направленно на развитие умения правильно выражать свои чувства, оценивать отношение к себе других людей, обучает элементам техники выразительных движений.

Этюд "Тише!" Два зайчика должны прейти речку по очень узкому мостику, а потом перейти дорогу, на которой спит волк. Они идут с начало, по узкому мостику балансируя руками, лицо сосредоточенное. Затем на носочках переходят дорогу, останавливаясь и знаками показывая друг другу: "Тише!"

Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови "идут вверх".

Упражнение 2  

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции удовольствия и радости.

Этюд "Золотые капельки" Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки на лужах. Из – за тучи выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь!

Выразительная поза: голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Упражнение 3

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции удовольствия и радости.

Этюд "Ласка" Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок жмурит глаза от удовольствия, мурлычет и расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки (здесь можно меняться с ребенком местами: сегодня вы мальчик,  ребенок играет роль котенка, а через несколько днем на оборот).

Упражнение 4

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции страдания и печали.

Этюд "Ой – ой – ой, живот болит" Медвежата Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой – ой – ой, живот болит!

Ой – ой – ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!

                                   (М. Клокова)

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

Упражнение 5

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции интереса и сосредоточения.

Этюд "Лисичка подслушивает" Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят

Выразительные движения: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди.

Упражнение 6  

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции удивления.

Этюд "Фокусник" Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было.… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Упражнение 7  

Обучение элементам техники выразительных движений: эмоции гнев.

Этюд "сердитый дедушка" К дедушке в деревню приехал Петя с сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?

Мимика: Нахмуренные брови, плотно сжатые губы.

Вместе с тем, наблюдайте за прохожими и рассуждайте с ребенком. Какие чувства, по мнению вашего ребенка, испытывает то или иной прохожий,  из – за чего это может происходить? Например: смотри, какой интересный человек пошел, ты видишь у него втянута шея, приподняты плечи, он не улыбается и брови у него нахмурены. Как думаешь, он злится, или испуган?  Почему он злится? Может быть, его обрызгала машина или у него дома отключили свет? Как ты думаешь?

В ходе таких бесед вы развиваете интерес ребенка к эмоциональному миру человека, даете образец правильной речи, учите его рассуждать, развиваете наблюдательность.

А самое главное – вы общаетесь со своим ребёнком, готовя его к жизни в этом сложном, но очень интересном мире!